#leak #manifesta10 #kasperkoenig

Этот документ был предоставлен нам несколько дней назад членом команды Каспера Кёнига, куратора Манифесты 10. Источник хочет сохранить анонимность, но он известен редакции. В свете последних событий мы позаботились о переводе документа на три языка. Контакт был установлен через сообщество, основанное во время Берлинской Биеннале 7, оно же поспособствовало переводам. (deutsche Version; english version; polska wersja)

«Искусство всегда свободно. По определению. По необходимости.

Искусство свободно. Оно свободно мыслить и действовать. И если оно уважает фундаментальные правила игры общества, которое его породило, для него действителен закон: правды нет, всё разрешено.

Искусство не делает мир лучше, но оно может помочь лучше понять мир в его противоречиях. Искусство по своей сущности автономно, и я думаю, что оно не должно делать себя зависимым от политических конъюнктур. Если искусство должно сохранить свою автономию, то мы должны быть готовыми переступить границы политической реальности.Мы надеялись, что, если эскалация политической ситуации и произойдёт, это случится после Манифесты, что мы сможем полностью посвятить себя работе. Но жизнь иногда сложнее задуманного – мы сталкиваемся с реальным положением дел, как бы нам ни хотелось этого избежать. И даже если это означает, что мы должны закрыть глаза на существующую ситуацию, чтобы не предаться самоцензуре, мы готовы пойти на этот шаг.

Наша цель – не комментирование политических событий в соседнем регионе, как обычно профанируемых шоковыми медиа-изображениями, а создание выставки, которая вписана в гораздо более широкий и значительный контекст: культура, образование, публичные дебаты, и непринуждённый межкультурный диалог, который охватывает весь спектр актуального современного искусства. Искусство богаче и многосложнее, чем политические междоусобицы, даже если они происходят в непосредственной географической близости от нас.

Запад помешан на идее навести в России моральный порядок. То, что правительствам стран Запада не удалось в период холодной войны, сегодня –вновь на повестке дня. Но в России нечего убирать – ни западным блюстителям нравственности, ни “Манифесте”, цель которой скорее вкусить дух места, где она на время обрела свой дом.

Как вежливый гость, я проявляю необходимую чуткость к культурным нуждам моих российских гостеприимных хозяев. Я не офицер оккупационных войск. И, одновременно, я не должен делать то, чего я не хочу. Это – диалоговые отношения, некое освобождение в утопическом городе Санкт-Петербурге.

Самозваные лоббисты на Западе не могут понять, что в некоторых ситуациях оппортунизм – единственный выбор и, возможно, единственная действительно этическая позиция, если куратор не увиливает от ответственности. Потому что наша истинная задача – представить международное искусство городу, который ещё ищет своё место в мире.

Гораздо больше меня интересует зажатость русской души, – эту тему мы стремимся раскрыть на 10-й “Манифесте”, но не с позиции миссионеров. Соединить бесконечный фатализм и глубину Достоевского с такими величинами сегодняшнего мира, как Томас Хиршхорн – вот момент, когда цивилизации протягивают друг другу руки.

Конечно, ситуация у соседей не обходит нас стороной. Но я думаю, что искусство в это – для некоторых, конечно, – непростое время, может явиться возможностью психологического очищения, подобно роли абстрактного экспрессионизма после Второй Мировой Войны. Хоть решение сложных политических проблем и не является задачей искусства, я не исключаю, что защищая то, что нам важно, оно может помочь облегчению проблем той или иной страны.

До данного момента мне удалось защитить “Манифесту” от дешёвых провокаций. Выставка не является сценой для идеологизированных художников или “активистов”, для которых искусство – не более чем инструмент для продвижения их политических карьер.

Искусство Манифесты свободно. И оно останется свободным. Даже если я вынужден идти на непредвиденные компромиссы. Это – жертва, которую я приношу, чтобы защитить пространство искусства от попыток захвата западными моралистами и политическими провокаторами.

Каспер Кёниг»

Advertisements

Kommentar verfassen

Trage deine Daten unten ein oder klicke ein Icon um dich einzuloggen:

WordPress.com-Logo

Du kommentierst mit Deinem WordPress.com-Konto. Abmelden / Ändern )

Twitter-Bild

Du kommentierst mit Deinem Twitter-Konto. Abmelden / Ändern )

Facebook-Foto

Du kommentierst mit Deinem Facebook-Konto. Abmelden / Ändern )

Google+ Foto

Du kommentierst mit Deinem Google+-Konto. Abmelden / Ändern )

Verbinde mit %s